?

Log in

No account? Create an account

Цифровой самиздат Елены Литвин

ГЕДОНИЗМ. ЭСКАПИЗМ. ГУМАНИЗМ.

Previous Entry Share Next Entry
Синдром принцессы Несмеяны
litvinen
Два нашумевших участника последнего Каннского кинофестиваля – фильм «Молода и прекрасна» Франсуа Озона и «Жизнь Адель» Абделатифа Кекиша - обозначили главную проблему, с которой человечество столкнулось, наверное, впервые в своей истории. Точнее, эта проблема человечеству уже знакома, но раньше она была тяжелым испытанием для небольшого количества людей. Недаром в обеих картинах упоминается роман Шадерло де Лакло «Опасные связи» Единственное произведение автора, случайно попавшего в литературу и нечаянно угодившего в классики, в двадцатом веке - в эпоху победившего феминизма - не экранизировал только ленивый.
Роман в письмах конца восемнадцатого столетия повествует о том, как изнывающая от безделья маркиза-интриганка устраивает самой себе и окружающим сущую кузькину мать на ровном месте – сонное благополучие высшего света ни с того, ни с сего взрывает череда скандалов, среди которых и обесчещенные невесты и жены, и «нелегальная» беременность, и дуэль, и расстроенные браки, и изгнание из общества, и парочка смертей.
Раньше это была болезнь аристократов. Сейчас она приобретает характер эпидемии. Называется эта проблема – скука.
Впервые в истории люди получили возможность наслаждаться жизнью, не отвлекаясь на необходимость заниматься выживанием. И выяснилось, что радоваться жизни – смертельно скучно.
Героиня фильма Франсуа Озона, юная красивая девушка из благополучной семьи занимается проституцией не потому, что ей это нравится, не потому, что ей нужны деньги, не потому, что она бунтует против чего-то: причина одна – нечем заняться. Все есть. Все очень хорошо. Все очень скучно.
Абделатиф Кекиш, в отличие от своего французского коллеги, одной постановкой диагноза не удовлетворяется, и пытается заболевание лечить. Выход из ситуации он предлагает очень симпатичный и подкупающий. Нужно научиться наслаждаться повседневным существованием. Просто существованием самим по себе. Едой. Поцелуями. Природой. Морем. Любимым делом. Вином. Сигаретой.
Однако, утверждая, что жизнь стоит того, чтобы жить, просто потому, что это приятно, - автор, как мужчина, то ли смущен необходимостью объяснять эти очевидные любому мужчине вещи, то ли исполнительницы главных ролей не смогли этого сыграть. Так или иначе, но высказывание получилось неубедительным – в фильме много, звонко и хлестко чмокают от удовольствия, чафкают, хлюпают и всхлипывают, то есть, выдают весь набор приемов, при помощи которых изображают процесс наслаждения чем-либо, но в наслаждение героев ты не веришь. Ну, не наслаждаются так. Сильное желание съесть тарелку спагетти с томатным соусом во время просмотра фильма возникает, но это, скорее, следствие твоего собственного гедонизма, нежели убедительности автора.
Закономерно то, что в центре внимания обоих авторов – женщины, неудовлетворенные банальностью и заурядностью традиционного уклада бытия, то есть, женщины с нетрадиционным поведением: проституция в первом случае, гомосексуальность – во втором.
На банальность и скуку бытия жаловались и героини фильма «Часы» Стивена Долдри. Картина 2002-ого года рассказывает о трех женщинах. Писательница Вирджиния Вульф, страдающая психическим расстройством, уезжает из шумного Лондона, потому что большой город сводит ее с ума, и продолжает сходить с ума в глуши – от «удушающей провинциальной анестезии покоем»
Книгу писательницы, трижды пытавшейся предпринять попытку суицида (третья увенчалась успехом), читает домохозяйка, которая безостановочно плачет, пытается покончить собой и в итоге бросает мужа и двоих детей, потому что она «хочет жить»
Третья героиня, которую ее бывший любовник называл «Миссис Дэллоуэй», живет воспоминаниями о закончившемся романе и настолько погружена в прошлое, что собственной дочери она нечаянно заявляет о том, что только оно и имело смысл в ее жизни – все остальное было глупо и банально.
«У меня есть все, что я могу пожелать, но у меня нет того, что мне нужно!», говорит одна из второстепенных героинь фильма, любительница мартини и многолюдных вечеринок, узнав, что она не может иметь детей.
В городе скучно, в деревне скучно, семья – скучно, одиночество – скучно, работа скучно и безделье скучно.
Женщине всегда нужно то, чего у нее нет. То, что есть, уже не нужно.
Гомосексуальные наклонности в "Часах" демонстрируют все три героини: «Миссис Дэллоуэй» живет с подругой, две другие героини спонтанно целуют своих случайных собеседниц.
Секс с мужчиной – скучно, секс с женщиной – скучно…
Предположение, что вечное женское недовольство существующим положением вещей – это психическое расстройство, звучит и в довольно пустяковом, но забавном фильме «Женщины доктора Ти» Роберта Олтмена. Главный посыл этой комедии с Ричардом Гиром в главной роли можно сформулировать так: у женщины две беды – мужчина, который ее не любит, и мужчина, который ее любит – и последний – беда гораздо более серьезная.
Как Леонард Вульф, измученный выходками жены: хочешь в Лондон – едем в Лондон, хочешь типографию в деревне – я открою для тебя типографию, хочешь полдня хоронить погибшую птичку – хорони на здоровье: чем бы жена не тешилась, лишь бы не вешалась…
Чем это лечится? Старый добрый патриархат нам всем в помощь: физический труд в сочетании со здоровым мужским деспотизмом творят терапевтические чудеса!

ПС: Николь Кидман в "Часах" выше всяческих похвал.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.